Лейбниц высказал мнение, что если бы в интересах человека было доказать, что квадрат гипотенузы прямоугольного треугольника не равен сумме квадратов обоих катетов, он нашел бы способ доказать это. Человеческий дух всегда докажет то, что доказать ему хочется. Он преодолел большую трудность, чем опровержение геометрической теоремы: он нашел средства оправдать эти противоестественные и бессмысленные, обряды. Император Юлиан, который при помощи туманных философских рассуждений старается защищать устаревших и ставших смешными языческих богов, приводит этическое объяснение причиняемых в религиозных целях увечий, — объяснение, которое вызвало справедливый гнев св. Августина и других отцов цепкви. «Миф об Аттисе.— пишет он,— означает, что Матерь богов, царица всех существ, подверженных рождению и смерти, спустилась на землю, чтобы полюбить Источник силы, творческую причину земных существ. Она заповедала ей творить лишь в области духа, обречь себя на связь с ней, исключающую связь с другими, чтоб сохранить святое, благодетельное Единство и победить в себе природную склонность к Матери». Далее он сообщает, что иерофант богини Афины, которому достоинство эллина не позволяло осквернять свое тело варварским обрядом оскопления, «воздерживался от воспроизведения... чтоб со- хгоанить чистой и неизменной совершенную, вечную, заключающуюся в Единстве, Субстанцию». Защищая и прославляя вюварские обычаи, сохранившиеся с незапамятных времен, Юлиан облек их в пышный благородный покров неоплатоновской тарабарщины, подобно тому, как Эратосфен и другие, стараясь дать рассказам мифологии метеорологическое и астрологическое толкование, значительно пополнили старую мифологию мифологией новейшей. Отвратительные увечья, оказывается, не увечья, а только моральные символы, предписывающие «не лишение определенных членов тела, а отказ от неразумных стремлений души и побуждений излишних и вредных для познающей Причины» Моральный символизм этих увечий, который Юлиан защищает туманным философским языком погибающего рим- гкого государства, передан библией в картинных выражениях языка Востока. Народ Израиля считал каждого необрезанного нечистым. Обрезанию обязательно должен был подвергнуться «и купленный за серебро у какого-ни- будь иноплеменника» раб, и «пришелец, который поселится и захочет совершить пасху господу» (Бытие, XVII, 12; Исход, XII, 48). Даже деревья не были свободны от обрезания. Каждое посаженное плодовое дерево три года считалось нечистым, необрезанным: плоды были его крайней плотью и употребление их в пищу не дозволялось. На четвертый год они посвящались богу, после чего дерево и плоды считались чистыми (Левит, XIX, 23, 24). Когда Моисей хочет показать, что он недостоин взять на себя поручение божие, он говорит: «Разве фараон захочет выслушать меня, чьи губы не обрезаны?» (Исход, VI, 12). Иеремия приказывает жителям Иерусалима: «Обрежьте себя для господа и снимите крайнюю плоть с сердца вашего», чтоб его «гнев, подобно огню, не снизошел на вас и не воспылал неугасимо по причине злых наклонностей ваших» (IV, 4). Обрезание служило эмблемой чистоты. «Радуйтесь, жители Иерусалима, — говорит Исайя, — облекись в одежды величия своего, Иерусалим, город святой. Ибо уж не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый» (Ы1, 1). Бог угрожает своим гневом тем, сердце которых не обрезано (Левит, XXVI, 41), но он обещает долголетие и благоденствие на земле тем, сердце которых он обратит (Второзаконие, XX). Подведем итоги: обрезание обнаруживает у различных классов и народов, у которых мы его наблюдали, различный, специфический характер. У жрецов Египта и Передней Азии оно является, вероятно, смягченной формой отвратительных увечий, которым они некогда подвергали себя в честь своих богинь. У диких племен обрезание — одна из церемоний при вступлении юношей в класс воинов. У других варварских народов оно служит религиозным обрядом, данью жестокому и злому божеству, которому необходимо принести в жертву часть, чтобы спасти целое, обрезать ребенка, чтобы сохранить ему жизнь; в этой форме оно является неискоренимым знаком союза между человеком и божеством.
|