В работе «Миф об Адаме и Еве», опубликованной в журнале «Revue socialiste», а также в статье, помещенной в одном лондонском журнале («Times», сентябрь 1890 г.), я сделал попытку на основе недавно исследованных фактов о первобытном обществе объяснить библейскую легенду об Адаме и Еве и непонятный гомеровский эпитет «t ri-toge- neia», «tergenûita» — трижды рожденная, данный Афине- Палладе «Илиадой» и орфическими гимнами. В настоящей работе я попытаюсь с помощью того же метода объяснить христианскую легенду о божьей матери— деве Марии. Прежде всего перед нами встает вопрос: является ли христианство единственной религией, усвоившей миф о непорочном зачатии? Этот миф встречается у главнейших народов, живших на побережьях Средиземного моря, вернее было бы сказать, у всех народов встречается подобный миф. Три греческих богини —Юнона, Минерва и Диана носили прозвища «pa,rtlhenioi» — девственниц. Несмотря на это, у Юноны было несколько детей, а Минерва, эта несравненная девственница, была много раз матерью. Согласно Цицерону и Аристотелю, она подарила жизнь Аполлону ра^оов (покровителю отцов). Вулкан был ее супругом,вернее, оскорбителем, — он овладел ею путем насилия, что отнюдь не помешало ему делить с ней свой храм в 'афинском Акрополе: празднества лампадофоров (факельные бега) происходили в честь Минервы и Вулкана. Нептун, в качестве бога морей, позволил себе большое число насилий, одной из жертв которого была афинская богиня. Но земля оказалась столь любезной и выносила в чреве своем сына Минервы и Нептуна — Эрихтония. Наличность детей, однако, не помешала Минерве носить прозвище «девственницы»: ее храм в Акрополе, Эрехтейон, был посвящен Минерве теЫ рагШепо — девственной матери. Она была даже богиней-покровительницей обесчещенных женщин, число которых у древних народов Греции, как и у австралийцев, было очень велико. Аэтра, которую Нептун обесчестил на острове Сферии, построила Минер- ве-араШпа («обольстительнице») храм. Когда Геркулес победил царицу амазонок, он посвятил сорванный с нее пояс Минерве. Невесты в Трэзенах в день своей свадьбы приносили Минерве в дар свой пояс. По воззрениям греков, понятия девственности и материнства не противоречили одно другому. Дальше мы увидим, как понятие девственной матери стало указывать на то, что женщина стала матерью без участия мужчины, как было в случае с девственной матерью Марией. Но в древнейшие времена это обозначало лишь, что женщина была матерью, не будучи замужем. Это соображение объясняет го место из «Эвменид» Эсхила, где Минерва говорит: «Мужей люблю я, но не брак». В Греции сын незамужней женщины назывался «сын девы» fo.arthenii.as). Женщина считалась девой, раз только она не была замужем. «Великая мать богов», почитавшаяся в Передней Азии и культ которой в течение второго столетия до нашего летосчисления проник в Италию, была так же, как и Минерва, девственной .матерью. «Мать богов, — говорит император Юлиан, — богиня, которая рождает и находится в тесном общении с великим Юпитером: это она вместе с отцом всего сущего рождает и производит существа; эта дева, не имеющая матери, занимает место рядом с Юпитером потому, что она, действительно, мать богов». Как мы увидим ниже, великий Юпитер занимал по отношению к ней очень скромное положение, он не был ееСупругом, он был ее Иосифом. Несмотря на свое многочисленное потомство, «мать богов» оставалась всегда девой, потому что она не была замужем. Идея девственной матери возникла, вероятно, в те времена, когда, как говорит Морган, на месте группового и родового брака выступил.парный брак: женщина, по тогдашним воззрениям, даже будучи матерью, считается девой до тех пор, пока не вступит в моногамный брак. Минерва и «мать богов», принадлежащие к старейшему поколению божеств, были богинями греков и фригийцев в эпоху, брачные нравы Которой соответствуют таковым же нравам (современных) полинезийских народов. Позднее, без сомнения, выражение «девственная мать» получило другой смысл и стало означать «мать без содействия мужчины». Юнона очень кичилась тем, что родила Марса и Гебу, не зачавши их, однако, от мужчины. Так она обычно отвечала Юпитеру, когда тот хвастал, что сам родил Минерву. Изида, великая египетская богиня, начертала на своем храме гордую надпись: «Я — мать царя Гора, и никто не приподнимал моего платья». Если же мы с берегов Средиземного моря обратимся к дальнему северу, к Финляндии, то мы там опять найдем тот же самый миф. В «Калевале», финской народной былине, говорится о трех девах, которые были оплодотворены воздухом. Иснатар, «прекрасная дева», поет: «я — старейшая из женщин, я — первая мать людей, была пять раз супругой и шесть раз невестой». И, несмотря на все это, она оставалась йсегда девой, ей достаточно было только развестись, чтобы опять стать ею. Жители Аргоса утверждали, что их «полиада» (богиня-покровительница города), Юнона, ежегодно омывалась в источнике Канатос, чтобы вернуть себе девственность. Быть может, омывание в источнике Канатос. в случае желания развестись, было обычаем у женщин Аргоса. Что нравы богов ш этом отношении, как и в остальном, были лишь отражением нравов и обычаев людей, доказывается тем, что и смертные могли кичиться преимуществом непорочного зачатия. По «Калевале», старый бард Вейнемейнен был сыном девы Лоуннотар, которая в свою очередь была дочерью Ильнас, матери героев, оплодотворенной морем. Надпись Сарг.она, одного из древнейших халдейских цаоей, которая относится, по Ленорману, ко времени за 3.000 лет до начала христ. летосчисления, 138 гласит: «Я, Саргон, могущественный царь, царь Акада. Моя мать зачала меня без участия моего отца». Даже самки животных были -причастны к преимуществу непорочного зачатия. Кобылицы Реса, «которые были белее снега « быстрее ветра», оплодотворялись западным ветром, Зефиром, на морском берегу. Борей, северный ветер, оказывал кобылицам Эрихтония ту же услугу. Кобылицы Катшадокии и других мест оплодотворялись таким же странным образом. Гораполлон рассказывает нам, что гриф, олицетворяющий в египетских иероглифических надписях победу, есть вместе с тем олицетворение матери, потому что среди грифов нет самцов, а самки оплодотворяются, открывая северному ветру свои половые части.
Устали спать на неудобной кровати? - Данной проблеме есть простое решение это ортопедические матрасы высокое качество и низкие цены это несомненно лучший и правильный выбор! Более подробнее о матрасах вы можете узнать на сайте ------> http://www.matrashop.ru/
|