Сартр упрекает марксизм в том, будто он «различные конкретные определения жизни человека приписывает случаю» и будто «для исторических обобщений у него остается лишь скелет абстрактной универсальности». В итоге, мол, утрачивается возможность постичь самый смысл человеческого существования. При этом Сартр заверяет, что сам он ни в коем случае не хотел бы предпочесть марксизму ка- кой-либо третий путь или идеалистический гуманизм. Он желает лишь отыскать в марксизме место и для человека (!). В этом высказывании Сартра отразилось характерное для современной буржуазной философии стремление обвинить марксизм в недооценке проблематики гуманизма. В действительности же суть вопроса заключается не в том, что марксизм-де не занимается этой проблематикой, а в том, что он подходит к определению человека с позиций, коренным образом отличающихся от экзистенциализма и других направлений буржуазной философской мысли, а также от предшествующих ему форм материализма.
Нечем заняться? Заходи на игровые автоматы онлайн и проведи время здорово, плюс ко всему ты можешь выиграть не мало денег - оно того стоит!;)
Марксизм, как известно, уже давно преодолел свойственное старому материализму понимание человека, когда человек рассматривался в качестве такой же вещи, как и другие объекты реальности, когда предмет, действительность, чувственность брались только в форме объекта или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно. К. Маркс впервые в истории подошел к определению понятия человека с общественно-исторической точки зрения. Для него речь шла не о «человеке вообще», не о какой-то абстракции или «самосознании духа», а о действительном человеке. Он вел борьбу с Гегелем и младогегельянцами, кроме всего прочего, именно за конкретного, реального человека. Так возникло марксистское материалистическое понимание истории, общества и человека — исторический материализм, учение, в котором речь идет о реальном освобождении человека и общества и которое действительно положило конец спору между «экзистенцией и субстанцией», дало истинное понимание человеческой сущности. Если бы Жан Поль Сартр и другие подобные ему теоретики в самом деле заботились о развитии и претворении в жизнь идей Маркса, то в известном смысле с ними можно было бы и согласиться. Но возникает вопрос: действительно ли для этого необходимы ^экзистенциализм, буржуазная социология и психоанализ? Сартр утверждает, что он-де ведет полемику с марксистских позиций. Но ведь общеизвестно, что его исходные положения коренным образом отличаются от марксистских. Он требует, чтобы марксизм пересмотрел всю свою теорию бытия. Что же касается теории познания, то Сартр считает ее «наиболее слабым» пунктом марксистской теории. В таком случае о каком же марксизме идет у него речь? Можно согласиться с Сартром в том, что марксизм должен воспринимать все полезное и ценное и отвергать все неверное и вредное. Однако весьма проблематично и сомнительно, что все то, что Сартр считает полезным для марксизма, на самом деле является таковым. Можно согласиться и с тем, что марксизм не сможет одержать идейную победу над противником, не померившись с ним силами. Но вот Сартр патетически восклицает, что, дескать, нельзя же априорно отвергать, например, американскую социологию или психоанализ; наоборот, надо, мол, вначале их «узнать», «овладеть» ими, а затем и «переварить». По этому поводу Сартру можно ответить, что в недалеком прошлом мы и сами были свидетелями того, как в Чехословакии многие социологи сначала «овладели» буржуазной социологией, а затем ее «переварили». Получив необходимый урок, преподанный нам именно подобным «способом» борьбы, наученные такими «воинствующими марксистами», бывшими в прошлом членами партии, как, например, Эрнст Фишер и Роже Гароди (который также активно выступал в роли поборника психоанализа и ввел некоторые элементы фрейдизма в свой «марксизм»), мы высказываем свое твердое убеждение, что интегрирование буржуазных концепций в марксизм не только не ведет к творческому развитию марксизма-ленинизма, ко, наоборот, разрушает его. Подлинное творческое развитие марксизма-ленинизма предполагает неуклонную борьбу за его чистоту, против всевозможных наслоений догматизма и ревизионизма. Представители второй группы психологических теорий общества, которую иногда называют «психологической школойрассматривают все социальные явления как исключительно психологические и единственной реальностью, с которой призвана иметь дело социология, признают только психологию личности. Приверженцы этой точки зрения в философском смысле являются субъективными идеалистами, которые растворяют объективный мир в сознании субъекта. На этих же позициях стоят представители многих других направлений буржуазной социологии — биологического, географического и т. д. В качестве основы социальной жизни они признают лишь тот или иной «фактор» — либо народонаселение, либо географическую среду, либо технику — и одновременно считают, что этот «фактор» существует не объективно, а лишь в сознании познающего субъекта.
|