Вместе с развитием представлений о времени развивается
и та память, которую принято называть исторической. Чтобы воспроизведенный
образ явился заместителем минувшего оригинала, мы должны отнести его к
прошлому, мыслить его в связи с именами и событиями, характеризующими его
дату. Такое мышление пришло к человеку не сразу. Миллионы лет ушли на выработку
памяти движений и памяти простых эмоций. Тысячелетия длилось господство
образной памяти и конкретного мышления. Человек учился запоминать все шорохи
леса, все запахи зверей, значение собственных жестов и звуков, приемы охоты,
способы изготовления орудий. Путешественников изумляла когда-то механическая
память дикарей. Без запинки повторяли они за миссионерами их проповеди, не
понимая в них ни единого слова. В их детской, почти эйдетической памяти все
отпечатывалось мгновенно, но, к досаде миссионеров, столь же мгновенно
начинало выцветать: звуки проповедей и даже с грехом пополам понятый их смысл
не имели ничего общего с повседневной жизнью дикарей. Образная память, однако,
неудобна для общения, а без общения племя не может существовать. Человеку
надо было научиться передавать поручения и толково рассказывать о случившемся.
В этихчпересказах оттачивалась чисто человеческая, социальная
память, которой, как говорил Жане, уже свойственна «реакция на отсутствие»,
то есть сознательное отнесение события к прошлому, к тому, что «уже позади».
На этой стадии, по мысли Леонтьева, копии событий начали сгущаться в словес-
нообразные экстракты. Совершенствуя свою память, человек изобрел первые
средства для запоминания — камешки, узелки, зарубки на палочках, служившие
символами отдельных мыслей. В эпоху узелков и зарубок он уже умел отличать
прошлое от будущего, а когда развилась настоящая письменность, начал
постепенно осознавать, что обладает памятью и что она неразлучна с его
представлениями о времени. Заходи на самый популярный seo форум GidTalk.ru, и общайся на интересные темы!;)
Древние греки верили в загробную жизнь, но,
судя по жалобам Ахиллеса, которого встретил в подземном царстве Одиссей, жизнь
эта была малопривлекательной. Тем, кто был озабочен своею судьбой, пифагорейцы
и Платон предлагали взамен более захватывающую теорию переселения душ, чьи
земные воплощения были к тому же «ослабленными» копиями вечно живущих
прототипов. Тут было над чем поломать голову, а это занятие в Элладе считалось
весьма почтенным. У Платона связь памяти со временем, хоть он и не говорит о
ней прямо, очевидна. Аристотель же не только говорит о ней, но еще и подчеркивает,
что без представления о времени памяти быть не может. Если, пишет ом, животные
и могут обладать памятью, то лишь те, которые имеют понятие о времени.
Принимаясь за размышления о таких категориях,
как время и пространство, древние вообще проявляли удивительную
проницательность, которой часто не доставало сенсуалистам и эмпирикам XVIII и
XIX веков, все на свете выводившим из чувственного восприятия и опыта. Если
бы в нашем мире вдруг перестало существовать пространство, то вместе с ним
перестало бы существовать и время. Такими словами Эйнштейн объяснял непосвященным
суть своей теории, этого детища XX века и чистого, не привязанного к показаниям
чувств, логического размышления. Перефразируя Эйнштейна, можно было бы
сказать, что время возникло вместе с пространством. Именно так или почти так
думали древнегреческие философы. И именно так думают сегодня и астрофизики,
сторонники теории расширяющейся Вселенной, обнаружившие, что у мира было
«начало».
|