Итак, что же делать во время долгих семейных путешествий на автомобиле,
начинающихся с великого хаоса при отправлении и завершающихся к моменту
прибытия гражданской войной? Что касается нашей семьи, то мы с Гейл придумали
как раз перед отправлением в путь собирать семейный совет. На нем мы напоминаем
детям, что крики, возня и всякие неожиданные звуковые эффекты не только
отвлекают внимание водителя (то есть меня), но болезненны для любого уха
(особенно моего) в том ограниченном пространстве, каким является салон
автомобиля. Мы доказываем детям, что стычки в автомобиле возникают на пустом
месте, и вместе решаем, что наша машина станет необычным исключением, поэтому
стычки и крики запрещаются. Я предупреждаю детей о наказаниях, которые будут
применяться к тому, кто нарушит наш договор, и о своей непреклонной решимости
использовать подобные меры воздействия.
Далее мы отбираем игрушки и книги, которые могут действительно занять детей
во время путешествия. Мы открыли, например, что дети проводят время с пользой
для себя, когда изучают карты автомобильных трасс и следят за дорожными знаками
по обочинам. Установив основные правила поведения в салоне автомобиля и
обеспечив достаточно развлечений, мы могли свести уровень детской агрессивности
в автомобиле к сносному минимуму. Но ведь так можно поступать не только в
автомобиле, но и дома, и в других аналогичных ситуациях, в которых высока
вероятность столкновений. Профилактика дешевле лечения.
Подобный рассказ о том, что вызывает стресс в первые восемнадцать лет жизни
детей, занял бы много томов. Я выбрал только несколько ярких примеров в
надежде, что они приведут читателя к пониманию того, как следует поступать,
чтобы стать мудрым, дальновидным отцом. Предметом сладчайших грез должно быть
предвосхищение, живое восприятие всевозможных семейных проблем, чтобы успеть
занять выгодные позиции в нужном месте и в должное время и изготовиться к
контратаке.
Но голого знания вышеописанных особенностей психофизиологического стресса
хорошему отцу не достаточно. Следующим этапом является формирование у ребенка
навыков, привычек и умения правильно реагировать на стресс. С Марком мы
научились этому на байдарке, это же помогло мне как отцу.
|