
Биологическое направление.
К нему относятся те социологические концепции, которые пытаются объяснить
структуру и законы развития человеческого общества с помощью биологических
понятий. Представители этого направления подменяют законы высшей и наиболее
сложной формы движения материи — социальной — законами относительно более
простой формы движения материи — биологической. Этот прием, основывающийся на
механическом перенесении законов биологии на жизнь человеческого общества
(механицизм), широко используется социологами не только биологического
направления. У вас плохое зрение? И вы носите очки либо линзы? Вашему вниманию прекрасные однодневные контактные линзы которые не дорогие и качественные, и придадут вашим глазам безопасность, удобство и комфорт!
Биологическое направление не однородно, оно состоит
из ряда школ. Одна из них — органическая. Ее
представители объясняют структуру общества по аналогии со структурой
биологического организма, а некоторые из них прямо отождествляют социальный
организм (общество) с живым организмом.
Основоположником органической школы в буржу«
азной социологии считается английский ученый Герберт Спенсер (1820—1903).
Проводя аналогию между социальным организмом и живым организмом, Спенсер
утверждал, что как общество, так и живой организм в начале своего развития
представляют собой небольшие «агрегаты», которые постепенно увеличиваются в
своих размерах, в некоторых случаях в тысячи раз.
Согласно учению Спенсера, человеческое общество
подобно живому организму имеет свою эпидерму— армию, сосудистую систему —
средства коммуникации, систему питания — товарообмен и т. д. Капиталисты как
организаторы производства выполняют самую ответственную регулирующую роль,
аналогичную той, какую выполняет нервная система.
Правда, Спенсер не полностью отождествлял социальный
и биологический организмы. Основное различие между ними он усматривал в том,
что люди не утрачивают своей индивидуальности, вливаясь в целостную систему, то
есть в общество, в то время как клетки и органы животного такой индивидуальностью
не обладают. Но в целом Спенсер полагал, что законы эволюции действуют
абсолютно одинаково во всех сферах бытия и что социальная эволюция ничем
специфическим не отличается от эволюции в растительном и животном мире.
Спенсер был сторонником эволюционизма, но процесс
развития он понимал метафизически. С его точки зрения, эволюция есть чисто
количественный процесс, без скачков и перерывов постепенности, сводящийся лишь
к простому увеличению или уменьшению вещества и силы. Нормальным состоянием
всякой системы, в том числе и общественного организма, является, согласно
утверждениям Спенсера, равновесие. Нарушение равновесия
представляет собой лишь временное явление, аномалию системы, которая рано или
поздно вновь сменяется состоянием равновесия.
Исходя из этого, Спенсер объявлял классовую
борьбу и революции отклонением от нормы, или болезнью социального организма. Он
резко выступал против социализма, называя его системой «грядущего рабства»,
которое не может быть долговечным и вновь сменится состоянием «свободы» и
«справедливости»; общество вновь возвратится к своему «нормальному»
состоянию, под которым Спенсер понимал буржуазный строй.
Элементы механицизма и вульгарного натурализма
сочетаются у Спенсера с идеализмом. По своим философским взглядам он был
позитивистом и агностиком: отрицал возможность познания материи, признавал
существование таинственной, непознаваемой силы, доступной лишь религиозному
созерцанию.
Органическая теория в том виде, в каком ее излагал
Спенсер, не находит большого числа сторонников среди современных буржуазных
социологов. «В начале XX столетия, — пишет А. Босков, — никто не мог
предполагать, что Герберт Спенсер, плодовитый английский проповедник новой
социальной науки, превратится в интеллектуальный курьез, о котором вспоминают,
но которого не читают»
|