Категории |
---|
Web, программирование, технологии
[15]
|
Блог, сайт, создание, Ucoz
[19]
|
Seo, продвижение, подъём, ТИЦ, PR
[8]
|
Заработок, деньги, монетизация
[8]
|
Интересности, новинки, полезное
[37]
|
Жизнь, подсказки, культура, быт
[29]
|
Спорт, здоровый образ жизни, питание
[13]
|
Автомобили, мото, транспорт
[7]
|
Комплектующие, телефоны, техника
[1]
|
Кино, выпуски, жанры, описание
[2]
|
Разное
[173]
|
Заметки
[7]
|
|
|
Главная » 2012 » Июль » 19

Термин «социология» (от лат. societas —
общество и греч. logos — учение) первым употребил для обозначения учения о
развитии человеческого общества французский философ Огюст Конт (1798—1857).
Однако сам он так и не смог обосновать социологию как самостоятельную науку.
Социология возникла вместе с философией и развивалась
как ее неотъемлемая составная часть. Еще в трудах философов, живших в период
рабовладельческого строя, можно встретить некоторые догадки о происхождении
человеческого общества, его организации и развитии. Значительное внимание этим
вопросам уделяли философы молодого буржуазного общества. Много ценного в
решение социологических проблем внесли и революционные демократы.
В домюнхенской Чехословацкой Республике одним
из главных поборников развития буржуазной социологии был Эмануэль Халупны. В
своем многотомном труде он подразделил социологию на отдельные части: на общую
социологию, куда включил ее основы, историю, активную и пассивную структуру
(статику), ее развитие (динамику), и на специальную социологию. Но и ему не
удалось преодолеть запутанности буржуазной социологии в определении как
предмета, так и основных социологических понятий. Об этом пороке буржуазной
социологии свидетельствуют и материалы последнего Международного социологического
конгресса, состоявшегося в 1974 году вТоронто (Канада).
|
Для противопоставления реальному социализму,
особенно социалистическому обществу, построенному в СССР, чехословацкие
ревизионисты использовали модель так называемого «демократического социализма»,
которая родилась в лоне идеологии правой социал-демократии и призвана оправдать ее
отказ от революционной борьбы. Чехословацкие поборники «демократического
социализма» подвергли ее незначительной модификации и стали пропагандировать
под лозунгом «социализма с человеческим лицом».
В книге Л. Грзала и С. И. Попова дается всесторонний
критический анализ этой «модели», ее философских, социально-экономических и
политических предпосылок и черт. Убедительно звучит вывод авторов о том, что
претензии ревизионистов на творческий подход оборачиваются на деле своего рода
догматизмом, ибо ко всем проблемам социалистического строительства они подходят
с одной меркой — отрицание его общих закономерностей. И не случайно попытки
чехословацких ревизионистов осуществить свои принципы на практике привели к
весьма тяжелым последствиям: были нарушены основные функции социалистического
общества, под угрозой оказались основы социализма в стране. Закономерно и то,
что ревизионисты и оппортунисты типа О. Шика, Э. Лебла, И. Свитака, оказавшись
за пределами ЧССР, встали на платформу прямого антикоммунизма и антисоветизма.
В книге довольно обстоятельно раскрывается социальная
база современного правого и «левого» оппортунизма, прослеживаются точки
соприкосновения их друг с другом, а также с буржуазной философией, социологией,
политологией. Авторы ведут с ними острую, хорошо аргументированную полемику по
такой коренной проблеме современной идеологической борьбы, как проблема
гуманизма, свободы и всестороннего развития личности. Убедительно раскрыта
реакционная сущность национализма.
Освещение этих проблем было бы более полным,
если бы авторы подробнее рассмотрели философские и методологические основы
ревизионистских «моделей социализма», в частности связи ревизионизма с основными
направлениями современной буржуазной философской мысли («философией жизни», так
называемым «сциентизмом», позитивизмом, марксоло- гией).
Критика буржуазной идеологии, реформизма, маоизма, правого и
«левого» ревизионизма — это такой участок борьбы двух систем, на котором
никогда не бывает затишья. От сторонников и друзей социализма,
марксистско-ленинской науки требуется умение убедительно защищать передовое
мировоззрение, показывать превосходство социалистического общества над
капиталистическим, аргументированно раскрывать несостоятельность любых попыток
защиты капитализма, давать отпор протаскиванию антикоммунистических, антимарксистских
взглядов и теорий. Книга Л. Грзала и С. И. Попова «Критика современных
буржуазных социологических теорий», несомненно, окажет помощь в решении этих
важных задач.
|
|
|
|