Для противопоставления реальному социализму,
особенно социалистическому обществу, построенному в СССР, чехословацкие
ревизионисты использовали модель так называемого «демократического социализма»,
которая родилась в лоне идеологии правой социал-демократии и призвана оправдать ее
отказ от революционной борьбы. Чехословацкие поборники «демократического
социализма» подвергли ее незначительной модификации и стали пропагандировать
под лозунгом «социализма с человеческим лицом». Вы живете в Могилеве? Ищите работу..? Оставьте свое резюме в Могилеве вас найдут и предоставят вам хорошую работу!
В книге Л. Грзала и С. И. Попова дается всесторонний
критический анализ этой «модели», ее философских, социально-экономических и
политических предпосылок и черт. Убедительно звучит вывод авторов о том, что
претензии ревизионистов на творческий подход оборачиваются на деле своего рода
догматизмом, ибо ко всем проблемам социалистического строительства они подходят
с одной меркой — отрицание его общих закономерностей. И не случайно попытки
чехословацких ревизионистов осуществить свои принципы на практике привели к
весьма тяжелым последствиям: были нарушены основные функции социалистического
общества, под угрозой оказались основы социализма в стране. Закономерно и то,
что ревизионисты и оппортунисты типа О. Шика, Э. Лебла, И. Свитака, оказавшись
за пределами ЧССР, встали на платформу прямого антикоммунизма и антисоветизма.
В книге довольно обстоятельно раскрывается социальная
база современного правого и «левого» оппортунизма, прослеживаются точки
соприкосновения их друг с другом, а также с буржуазной философией, социологией,
политологией. Авторы ведут с ними острую, хорошо аргументированную полемику по
такой коренной проблеме современной идеологической борьбы, как проблема
гуманизма, свободы и всестороннего развития личности. Убедительно раскрыта
реакционная сущность национализма.
Освещение этих проблем было бы более полным,
если бы авторы подробнее рассмотрели философские и методологические основы
ревизионистских «моделей социализма», в частности связи ревизионизма с основными
направлениями современной буржуазной философской мысли («философией жизни», так
называемым «сциентизмом», позитивизмом, марксоло- гией).
Критика буржуазной идеологии, реформизма, маоизма, правого и
«левого» ревизионизма — это такой участок борьбы двух систем, на котором
никогда не бывает затишья. От сторонников и друзей социализма,
марксистско-ленинской науки требуется умение убедительно защищать передовое
мировоззрение, показывать превосходство социалистического общества над
капиталистическим, аргументированно раскрывать несостоятельность любых попыток
защиты капитализма, давать отпор протаскиванию антикоммунистических, антимарксистских
взглядов и теорий. Книга Л. Грзала и С. И. Попова «Критика современных
буржуазных социологических теорий», несомненно, окажет помощь в решении этих
важных задач.
|