
Термин «социология» (от лат. societas —
общество и греч. logos — учение) первым употребил для обозначения учения о
развитии человеческого общества французский философ Огюст Конт (1798—1857).
Однако сам он так и не смог обосновать социологию как самостоятельную науку.
Социология возникла вместе с философией и развивалась
как ее неотъемлемая составная часть. Еще в трудах философов, живших в период
рабовладельческого строя, можно встретить некоторые догадки о происхождении
человеческого общества, его организации и развитии. Значительное внимание этим
вопросам уделяли философы молодого буржуазного общества. Много ценного в
решение социологических проблем внесли и революционные демократы.
В домюнхенской Чехословацкой Республике одним
из главных поборников развития буржуазной социологии был Эмануэль Халупны. В
своем многотомном труде он подразделил социологию на отдельные части: на общую
социологию, куда включил ее основы, историю, активную и пассивную структуру
(статику), ее развитие (динамику), и на специальную социологию. Но и ему не
удалось преодолеть запутанности буржуазной социологии в определении как
предмета, так и основных социологических понятий. Об этом пороке буржуазной
социологии свидетельствуют и материалы последнего Международного социологического
конгресса, состоявшегося в 1974 году вТоронто (Канада). Вы житель Алматы? И ищите работу? Вашему вниманию работа в Алматы на дому только лучшие вакансии на сайте http://alma-ata.gojob.kz
Современные буржуазные социологи продолжают
давать огромное множество самых различных определений такой важной категории,
как общество. Поэтому по-прежнему сохраняют свою силу слова испанского
философа Хосе Ортега-и-Гассета, сказанные им в свое время в адрес буржуазных
социологов, о том, что их книги не вносят никакой ясности в вопрос, что же
означает понятие «социальный» и что представляет собой понятие «общество». Их
авторы никогда даже и не пытались сколько-нибудь серьезно объяснить
элементарные явления, из которых складывается социальный факт. В качестве
примера Ортега-и- Гассет приводит труды О. Конта, посвященные социологии. В
них насчитывается более пяти тысяч убористых страниц. Но, пожалуй, из всех них
нельзя составить и одной-единственной страницы, на которой «основоположник»
социологии разъяснил бы читателю, что же он имеет в виду под понятием
«общество». А ведь Ортега-и-Гассета, который смирился даже с
антидемократическим режимом в Испании и аристократическое отношение которого к
народу хорошо известно, никак нельзя заподозрить в приверженности к марксизму.
Подлинными отцами научной социологии явились К.
Маркс и Ф. Энгельс, которые первыми распространили материализм на объяснение
общественных явлений и тем самым изгнали идеализм из его последнего
убежища.По словам В.И.Ленина, Маркс «впервые поставил социологию на научную
почву, установив понятие общественно-экономической формации, как совокупности
данных производственных отношений, установив, что развитие таких формаций есть
естественно-исторический процесс» К
Возникновение материалистического понимания
истории — исторического материализма — означало одновременно и возникновение
научной социологии, что знаменовало поистине революционный переворот во всей
науке об обществе.
Однако буржуазные философы считали и продол-
жают считать основоположником социологии О. Конта. Так, американские социологи
Г. Беккер и А. Бос- ков в предисловии к своей книге «Современная социологическая
теория в ее преемственности и изменении» называют Конта творцом социологии, а о К. Марксе говорят
как о выдающемся мыслителе, который осуществил-де лишь синтез некоторых направлений
европейской философской мысли. «Концепция общества была сформулирована Марксом
уже в 1859 году, — пишут эти авторы, — и с некоторыми оговорками является
заметным улучшением и дальнейшей разработкой взглядов Конта» Причем подоб-»
ное мнение разделяется большинством буржуазных социологов.
Между тем в действительности Конт был не создателем
социологии, а родоначальником философии позитивизма и
соответственно — позитивистской тенденции в социологии. Он считал, что ему
удалось открыть «великий и основной закон» истории развития человечества —
закон о трех стадиях, через которые якобы с необходимостью и неизбежностью
проходит мысль человечества. Поэтому для него — идеалиста, рассматривавшего
сознание в качестве движущей силы истории, — эти три стадии развития мысли превратились
в основное содержание исторического процесса. Что это за стадии?
Первую из них Конт называл
теологической. Эта стадия характеризовалась, по его утверждению, господством
духовенства, и все события, происходившие на данной стадии, получают
религиозное истолкование.
Вторую стадию он определял как
метафизическую, или философскую. На этой стадии
главенствуют философы, которые пытаются объяснить все происходящее на основе
раскрытия «сущности» и «причин» явлений. Однако, по Конту, постичь сущность
явлений, вскрыть их причины невозможно. Человек-де не в состоянии проникнуть в
подлинную суть вещей, он ограничен познанием лишь внешних сторон, признаков,
лежащих на поверхности явлений, сведения о которых получают только посредством
ощущений и восприятий. Философию, которая учит о возможности правильного
познания мира, Конт презрительно называл «метафизикой». Такой философии он
противопоставлял науку, которая только и способна дать положительное,
позитивное знание.
Третья, конечная стадия развития человечества —
это, согласно учению Конта, позитивная стадия господства
науки и ученых.
Огюст Конт высоко ценил роль науки в жизни
общества, рассматривал ее как великую силу, помогающую человеку предвидеть ход
истории и тем самым избегать нежелательных событий. Но вместе с тем он
проповедовал агностицизм, ограничивал науку узкими рамками чисто субъективного
«опыта», чем, собственно, и подрезал крылья человеческой мысли, препятствовал
ей постичь объективную истину, познать мир таким, каков он есть в
действительности. Именно в этом заключается сущность позитивизма как
реакционного субъективно-идеалистического направления в философии и
социологии, которое пытается скрыть свой агностицизм, используя в этих целях
авторитет науки.
Положительный момент в учении Конта — признание
им закономерного характера развития общества. Этим он и отличается от
последующих поколений буржуазных социологов, которые начали усиленно изгонять
из социологии идею закономерности общественного развития.
Тем не менее сам Конт был весьма далек от научного
понимания закона и закономерности в истории. Исторический закон в его
истолковании — это закон развития человеческого сознания. Он не признавал, что
законы общественного развития носят объективный характер и что среди них именно
законы развития материальных общественных отношений определяют все остальные
сферы общества, в том числе и идеологию. К тому же Конт стоял на антидиалектических
позициях, ему полностью был чужд какой бы то ни было историзм. В соответствии
с его концепцией, на так называемой «позитивной стадии» развития общества
завершается история вообще.
Буржуазное общество изображалось Контом в качестве
носителя «разумного порядка». Все, что находится в противоречии с
«общественной гармонией», например классовую борьбу, Конт объявлял незаконным
и неразумным. Он призывал рабочих безоговорочно подчиняться капиталистам и слушаться своих
духовных пастырей — позитивистов. Таким образом, социально-политические взгляды Конта
носили реакционный
характер и были направлены против освободительной борьбы пролетариата. Именно
поэтому основоположники научного коммунизма подвергли его социологические
концепции уничтожающей критике.
Реакционная сущность буржуазной социологии
особенно заметно начала проявляться со второй половины XIX века. Это
объясняется глубокими экономическими и политическими причинами. К тому периоду
капитализм стал всеохватывающей мировой системой. Буржуазия, захватившая
политическую власть и укрепившая свои экономические позиции, перестала
нуждаться в прогрессивных идеях, под флагом которых она прежде выступала против
феодализма. Теперь она стала испытывать потребность прежде всего в таких
«охранительных» идеях, которые бы обосновали вечность и незыблемость капиталистической
эксплуататорской системы.
К этому времени во многих развитых капиталистических
странах уже вполне созрели и обнажились внутренние противоречия и антагонизмы
капиталистического способа производства. Мир сотрясался первыми
экономическими кризисами, на арену мировой истории вышла новая великая сила —
пролетариат, научной идеологией которого стал марксизм.
Борьба с марксизмом, «опровержение» идей научного
социализма становятся с тех пор одной из главных задач буржуазной идеологии, в
том числе и буржуазной социологии. Перерастание домонополистического
капитализма в стадию империализма вело к дальнейшему углублению и усилению
реакционности буржуазной идеологии.
В новую историческую эпоху, открытую Великой
Октябрьской социалистической революцией, империалистическая буржуазия
мобилизует все силы на борьбу с идеями марксизма-ленинизма, которые нашли свое
материальное воплощение в Советском государстве, а позднее — в мировой системе
социализма.
Для современной буржуазной общественной мысли
характерно состояние глубокого кризиса. При внешнем многообразии течений,
направлений и школ социальная мысль современной империалистической буржуазии
остается по своему содержанию крайне убогой, ибо ее главная задача состоит не в
объективном изучении общественной жизни, а в ее искажении. В действительности,
как известно, существует только одно истинное решение того или иного вопроса, и
в этом смысле истина всегда однозначна. Неправильных же решений того же
вопроса, различных вариантов лжи может быть неограниченное множество. Именно
это и является одной из причин кажущегося «многообразия» и «богатства»
современной буржуазной социальной философии и социологии.
|