Дерево
познания добра и зла было объявлено «табу»: плоды, которые показались Еве
«красивыми на вид и приятными на вкус», предназначались исключительно для
Ягве- Элоим; съесть их значило нарушить привилегии последних, ставить себя на
одну доску с ними, стать подобным им; вот почему они говорят: «Вот Адам, стал
как один из нас» (гл. III, 22). Употребленное в этом стихе
местоимение «нас» ясно указывает на то, что под Ягве-Элоим следует понимать не
отдельную личность, а совокупность личностей, целый клан. Ева и Адам, с своей
стороны, тоже думали, что стали подобны своим господам; они покраснели при виде
своей наготы, которая до того казалась им естественной, и захотели быть
одетыми так же, как и Ягве-Элоим. Одежда служит внешним признаком различий в
общественном положении. В Британском музее в Лондоне находится вывезенная из
долины Нила и удивительно хорошо сохранившаяся древняя стенная живопись,
изображающая знатных египтянок, одетых и обвешанных украшениями, которым
прислуживают рабыни, абсолютно голые, как и Ева перед грехопадением. Когда в американских колониях негр отпускался на
свободу, первой его заботой было достать одежду и усвоить себе манеры своих
прежних господ.
Достойно замечания,
что Адам и Ева срывают объявленный «табу» плод не по своей Инициативе. Должно
вмешаться третье лицо, чтобы внушить им идею вкусить запрещенных плодов, чтобы,
так сказать, снять «табу». Здесь в рассказ Бытия вплетается миф о змее.
Хотя змея является
пресмыкающимся животным или, быть может, именно потому, что она «ползает на
брюхе», —в истории человечества она играла выдающуюся роль. Ее чтили почти
повсюду; у мексиканцев и египтян она была богом;; абиссинские галласы считали
ее матерью человеческого рода; востоковеды утверждают, что буддизм представляет
собою не что иное, как преобразованный культ змеи; афиняне откармливали
священную змею в храме Минервы в Акрополе; св. Августин рассказывает о
христианских еретиках — офитах, державших в своих храмах змей; последние
выползали на зов священников из своего гнезда, чтобы лизать дары, которыми
причащались верующие. От Лукиана мы узнаем, что греки воздвигли в честь
Александра Великого храм и стали приносить ему жертвы, так как он сделался
сыном змея, с которым сочеталась его мать Олимпия. В Индии змея Аи является
врагом^ Индры, отцом древнего света; у персов бог зла Ариман имеет вид
пресмыкающегося и изображается в виде змеи с двумя ногами.
В книге Бытия говорится,
что «змей был хитрее всех зверей полевых» (гл. Ill, 1); греки приписывали змее дар прорицания;
Кассандра и ее брат Элен получили от одной змеи способность заглядывать в
будущее. Историк Иосиф полагал вместе со своими иудейскими земляками, что змея
обладала даром речи и часто вела разговоры с Адамом, но была наказана богом
отнятием речи. Парацельс был того мнения, . что с потерей речи змея не потеряла
своей мудрости и что все пресмыкающиеся сохранили свое знание глубоких тайн
природы.
Разумеется, все эти удивительные свойства более
или менее щедро приписывались
также и другим животным, даже растениям. Первобытный человек наивно переносит
свои собственные свойства на все вещи, которые окружают его;' он не делает
никакого различия между собою и ими; они живут, чувствуют, думают и действуют
совсем так, как и он сам. Поэтому он также считает их своими предками и убежден,
что по смерти его душа воплощается в животных, pain стения и даже неодушевленные вещи. Требуется продолжительный
процесс развития для того, чтобы человек дошел до отделения себя от животных и
растений и до сознания «genus thomo». Новейший прогресс естественных наук состоит в
сближении человека вновь с царством животных.
Смотрите таможенное оформление москва на сайте http://www.winlogistic.ru/
|